суббота, августа 16, 2008

Домашняя Студия. С Чего Начать?

В этой статье постараюсь провести ликбез для начинающих музыкантов (в частности, рэперов), желающих записывать качественный материал у себя дома.

Интро. Начну с того, что "на вкус и цвет товарища нет", поэтому не заставляю вас жестко следовать нижеуказанным советам. Почитайте, возможно, что-то для вас окажется полезным.
Писать буду, ориентируясь на публику, которая только начинает работать со звуком и хочет продвинуться вперед. Всем, кто считает себя "продвинутыми звукачами" и считает, что что-то в этой статье неправильно - Ваше право! Я еще раз повторюсь (в последний), что эта статья для НАЧИНАЮЩИХ, желающих создать ДОМАШНЮЮ студию.

Я, как и все вы, тоже начинал читать рэп с обычного плеера-диктофона, записывался на кассету, потом, с появлением у меня компьютера, начал пробовать записывать голос обычными микрофонами, типа Lane, или того хуже FenQi ($3 на рынке стоит), подключал их напрямую к звуковой карте - обычной встроенной от RealTek и т.д.
Это было давно! С тех пор прошло много времени, многое я перепробовал, не раз разговаривал с людьми, знающими в звуке толк, наблюдал за их работой, распрашивал их о том, как у них всё работает, по какой "цепочке" голос проходит от микрофона до компьютера, что нужно для того, чтобы получить достаточное качество (достаточное - в смысле, качество, которое будет удовлетворять потребности обычного человеческого уха), многое извлекал из разговоров со знающими людьми, но, "спотыкаясь" о невозможность приобрести дорогое оборудование, пытался "выжимать все соки" из того, что у меня есть.
Да и сейчас моя студия далеко не "крутая", но качество, получаемое у меня ДОМА, может конкурировать с некоторыми из "профессиональных" студий, к примеру, г. Ташкента (кстати, и уж точно с Insane Records). Вот цепочка инструментария, с которого я начал свою деятельность, как звукорежиссера более 2-х лет назад:
  • Микрофон (конденсаторный) Behringer C1
  • Микшер Behringer EuroRack UB802
  • Звуковая карта RealTek (встроенная)
  • (сейчас звуковая карта уже другая: Creative Sound Blaster Live 5.1)


    Микрофон и Микшер обошлись мне тогда в $200 (оцениваю грубо, учитывая провода и переходники). Сейчас этот "комплект" можно преобрести максимум за $130-150. Не так дорого, правда? А качество получается вполне на уровне - можете судить, к примеру, по песне "Рандеву" (можно скачать её с этой страницы). Создана она более года назад, но мне до сих пор не верят, что я делал её именно на этой аппаратуре.
    Давайте рассмотрим всю "цепочку" по отдельным её составляющим элементам.

    Микрофоны. Уйду немного в сторону, в теорию о микрофонах, буду стараться говорить простыми словами:
    Существует 2 типа микрофонов: Динамические и Конденсаторные. Каждый из этих типов имеет свою цель.
    Динамические микрофоны служат для живых выступлений музыкантов, а Конденсаторные - для работы в студии.
    Динамические микрофоны - это микро, которые вы держите в руках на сцене. Неважно, с проводом ли он, или радио- (на батарейках). Динамические микрофоны ловят сигнал только на очень близком расстоянии, Конденсаторные же - способны получать сигнал и "издалека". Если говорить грубо, то если вы слышите звук, то и Конденсаторный микрофон тоже его "слышит".
    Динамический микрофон (к примеру, Lane) воспринимает и записывает сигнал в диапазоне от 1000 до 10000 герц. Так как звуки "с" и "ц", "тарелки" барабанной установки и т.д., являются сигналом, идущим на частоте выше 10000 герц (пищалки), то динамическим микрофоном их никак не записать. Вот вам и разница в качестве, ведь Конденсаторный микрофон записывает намного широкий диапазон частот, который и играет при записи одну из ключевых ролей.
    Микрофоны "на палочках", которые распространены очень в "домашних студиях", также являются Динамическими, просто они воспринимают более широкий диапазон частот, нежели микро, с которыми мы "бегаем" по сцене. Но всё же он недостаточен для качественной записи.
    Справка: Человеческое ухо воспринимает частоты от 20 до 20000 Герц.
    Вывод по выбору микрофонов: для качественного звучания необходим Конденсаторный микрофон с как можно более широким диапазоном воспринимаемых частот. У меня, как я уже писал, сейчас стоит Конденсаторный Behringer C-1 (стоил он 2 года назад 90$). Вы можете поискать (и я уверен, что вы найдёте) и более дешевые модели, вполне удовлетворяющие вашим запросам.

    Микшер. Вообще сразу скажу, что Конденсаторный микрофон без микшера - это просто металлолом. Звук из Конденсаторного микрофона должен обязательно обрабатываться микшером и, затем, передаваться (по проводам, разумеется) непосредственно на звуковую карту. И, что самое примечательное, если вы пользуетесь микшером, то втыкать выход с микшера нужно не в "дырку" для микрофона (розовую), а в "дырку" для линейного входа (голубую). Ну, это так, к справке...
    Вообще, главное и единственное предназначение микшера - собрать звук с нескольких каналов и вывести в один канал (т.н. "выход", идуший, как правило, на динамики, усилитель, или звуковую карту компьютера). Всё! Всё очень-очень просто!
    Конечно, есть еще пара деталей. Более дорогие микшеры снабжены коллекциями эффектов (ревербезация, эхо, эквалайзер и т.д.), благодаря которым довольно удобно выступать "в живую". Но при записи на студии эти эффекты применяются довольно редко, так как все они потом добавляются в программе-редакторе при сведении микса.
    Вывод по выбору микшера: для домашней студии вполне достаточно микшера с 4 входными каналами (я думаю, вам не придётся использовать более 4 звукоснимателей одновременно). И пусть он будет даже без эффектов. Достаточно эквалайзера - а он есть практически на всех микшерах, даже самых дешевых. У меня микшер Behringer EuroRack UB802 - это 6-канальный микшер без эффектов, имеющий эквалайзер и 2 выхода - на наушники и основной (в моём случае, ведущий к звуковой карте).

    Звуковая Карта. Сейчас у меня стоит карта Creative SoundBlaster 5.1 Live - она у половины из вас, наверное, тоже есть. Пусть немного старовата, но всё же роль свою выполняет превосходно.
    Вся эта чушь про то, что главная роль при записи зависит от звуковой карты - ПОЛНЫЙ БРЕД! От неё зависит 20-30% при записи. Её главное предназначение - грамотно "оцифровывать" звук! И всё!
    Вот я до этого 2 года пользовался стандартной звучкой от RealTek. Разницы между тем звучанием и этим практически нет. Ухо обычного человека разницы уж точно не заметит! Есть, конечно, малые погрешности при записи с обычной звуковой картой, но все они с отличным успехом исправляются при сведении микса и мастеринге.
    Другое дело, если вы все же записываете звук с помощью Динамического Микрофона. Тут разница более ощутима.
    И после всего прочитанного, вы конечно спросите: "А нафиг тогда продаются звучки, которые стоят $500?" - Преимущества у таких звуковых карт конечно есть, но они заключаются совсем в других функциях, которые для домашних студий редко бывают необходимыми.
    Вывод по выбору звуковой карты: она не имеет практически никакого значения для вас, если у вас домашняя студия. Не стоит гнаться за очень дорогой звуковой картой в надежде, что она уберет весь шум при записи и сделает звук сразу профессиональным. Нет! Поэтому, вполне достаточно Sound Blaster'a или уж если совсем раскрутиться, то Джулии.

    Наушники для записи. Я бы также не сказал, что они имеют большое значение при записи. Их предназначение - дать музыканту "почувствовать" более полный звук. И всё! Поэтому вполне достаточно обычных наушников, не очень дорогих.
    Есть, конечно, пара аспектов, на которые стоит обращать внимание при их выборе. Первый - это "закрытость" звука. Звук должен идти человеку в ухо, а не в разные стороны, чтобы, к примеру, Конденсаторный микрофон не "уловил лишнего"!
    Второй - это их удобство при использовании. Есть такие наушники, которые можно "носить" максимум минут 20-30, потом уши чертовски устают и начинают болеть. А это немаловажная деталь!

    Изоляция комнаты, в которой вы "записываетесь". Дам один совет: встаньте в центр комнаты и громко что-нибудь скажите. Скажите с той громкость, с которой вы примерно записываете свои песни. К примеру, рэп - эмоциональное направление музыки, т.е., часто случается, что при записи и кричать надо...
    Ну так вот. Скажите что-нибудь очень громко и сразу прислушайтесь к ревербезации комнаты, к её акустике. Если ревербезация в комнате будет очень высокой, то записываться лучше не в середине комнаты, а рядом со стеной (лицом к стене), или еще лучше, рядом с занавесками или коврами. Отражение звука от стены будет очень коротким, поэтому ревербезация будет почти не слышна.
    А по поводу занавесок или ковров - тут вообще, я думаю, всё понятно: Мягкая пористая поверхность "поглащает" определенный процент звука, поэтому громкость отражаемого звука заметно понижается. И нафиг вам не нужна кабинка! :)

    Динамики - это еще один немаловажный элемент для повышения качества звучания финального микса. О динамиках можно писать отдельную статью, поэтому скажу коротко, что, на мой взгляд, стоит использовать при зпсиси и сведении микса, а что использовать не рекомендую.
    Не рекомендую использовать динамики сабвуферов - у них зачастую не то, чтобы кроме низких частот ничего толком не слышно, но и те же самые низкие частоты бывают совсем не важные. Также не рекомендую использовать стандартные динамики для компьютера - с ними ситуация обратная - слышны (порой очень "грязные") средние и высокие частоты, а низкие и вовсе отсутствуют.
    Рекомендую использовать для начала динамики обычного музыкального центра. У него звук получше будет, чем у вышеперечисленных "звукоиздающих" устройств. Хотя, музыкальные центры и динамики от них также бывают очень разными.
    И снова вернусь к акустике комнаты. Звук из одних динамиков будет меняться в зависимости от того, в какой точке комнаты будут расположены динамики.
    Желательно, чтобы динамики находились на уровне ваших ушей (не выше и не ниже); чтобы расстояние до задней стенки комнаты (которая находится за вашей спиной) было как можно более коротким - это связано с отражением звука: чем короче отражение, тем звук "чище". Мы об этом говорили ранее.

    Вот, пожалуй, и всё, что требуется знать для создания отличной домашней студии.
    Казалось бы, теперь можно делать крутой конкурентноспособный саунд? Аннет! Всё это - лишь "железо". Для создания хорошей песни нужно еще и уметь грамотно сводить полученный материал. А это занятие отнюдь не из легких! Я даже больше скажу - это и есть основная часть работы при создании песни.
    Не главное - иметь хорошее оборудование, главное - быть хорошим звукорежиссером!
    О сведении и мастеринге микса можно написать отдельную статью, поэтому говорить об этом здесь я не стану. Советую почитать книгу Д. Гибсона "Искусство Сведения". Её можно найти в Интернете.

    Заключение. Всё, о чем я писал, - это результат моих (только моих) исследований, продолжающихся уже не первый год в поисках хорошего звучания. Я сам пока не совершенен в этом деле, я постоянно совершенствуюсь! А в связи с нехваткой литературы и любого рода информации в этой сфере, совершенствоваться приходится методом проб и ошибок...

    С уважением, звукорежиссер обычной домашней студии RD Records,
    Александр Цымбал

    (при копировании материала обязательна ссылка на сайт источник - http://tsymbal.blogspot.com)

    1 комментарий:

    Анонимный комментирует...

    Хорошая статья! Полезная инфа.